Маркос Васкес, создатель блога о здоровом образе жизни Fitness Revolucionario, отмечает в своей книге «Триумф стоиков». «Психологический тренинг по преодолению жизненных трудностей» (Альпина Пресс) дает советы, как пережить кризисы и стрессы. Он черпает из учения стоицизма (философской школы, возникшей в 300 г до н э.) и современной психологии. Эти знания мы уже публиковали взгляды на то, как не поддаваться чувствам и не принимать поспешных решений (читайте здесь) и теперь мы выбрали еще один не менее интересный абзац о гневе: почему самое главное противостоять разрушительным эмоциям.
Тревога возникает из-за страха перед будущими событиями, а гнев — из-за чего-то, что уже произошло, и часто связано с действиями других людей. Стоики считали гнев одной из самых разрушительных эмоций, поэтому укрощению его уделяли особое внимание.
Сенека написал на эту тему целую книгу под названием «О гневе», в которой определил гнев как временную дымку души, за которую мы дорого платим: «Неконтролируемый гнев более страшен, чем причины гнева», «Гнев — это кислота, которая причиняет больше вреда сосуду, в котором оно содержится, чем тому человеку, на которого оно вылито».
Почему гнев настолько разрушительен? Потому что это затуманивает ваш мозг и заставляет вас хотеть мести, а это опасная комбинация. Большинство актов насилия не запланированы, а являются результатом внезапных, неконтролируемых вспышек ярости. Даже если это не насилие, импульсивные реакции в гневе могут стоить вам работы или разрушить важные отношения.
В гневе люди теряют способность мыслить. Не жертвуйте своими долгосрочными целями, реагируя на текущие провокации. Подавите свою реакцию, пока гнев не остынет.
Как всегда, первый шаг — отойти от эмоций и посмотреть на ситуацию объективно. Что случилось? Необходимо оценить, действительно ли был причинен вред или наши мысли были преувеличены.
Кто-то остановил тебя на дороге? Вы самый медленный в очереди в супермаркете? Кто-то оставил неприятный комментарий на вашей странице в соцсети? Кто-то смотрит на вас неправильно? Часто такие небольшие происшествия сводят нас с ума.
В этом случае нужно просто посмотреть на ситуацию со стороны и не реагировать. Пора вспомнить, что на самом деле вред причиняет не что-то внешнее, а наша собственная интерпретация фактов. Если мы сойдём с ума по этим мелочам, то потеряем своё спокойное и умиротворённое состояние на большую часть дня.
Как говорил Сенека: «Наш гнев часто превосходит причину, вызвавшую его». Если кто-то подрезает вас на дороге, вы можете опоздать на работу на полминуты. Здесь весь ущерб ограничен. Но возникший в результате гнев может испортить весь ваш день. Поэтому в своей боли следует винить только себя, а не внешние вещи.
Стоики рекомендуют повысить терпимость к таким незначительным ситуациям. В противном случае нам придется всю жизнь страдать из-за действий других и внешних обстоятельств.
стоики особенно осуждали тех, кто жил в постоянном состоянии гнева или обиды. Если в данный момент злиться не на что, они подумают о чем-то плохом в прошлом и заменят это чем-то настоящим. Внутренний покой (атараксия) — лучшее состояние ума, отказываться от него добровольно — глупо.
Стоики также рекомендовали использовать физические функции тела для успокоения ума. Они очень хорошо понимают связь между физиологией и психологией. Оказавшись в гневе, нужно расслабить мышцы лица, спокойно дышать, медленно ходить… Они знают, что психическое состояние вскоре начнет отражать физическое состояние.
Помимо анализа причиненного нам вреда, стоики рекомендуют также оценивать намерения человека, вызвавшего гнев.
Мы часто предполагаем, что человек намеренно нас оскорбляет, даже если основной причиной этого может быть рассеянность или некомпетентность. Хотя результат тот же, гнев часто уменьшается, когда мы понимаем, что поведение человека было случайным, а не преднамеренным.
Более того, такое поведение часто оправдано; мы сами сделали бы то же самое от имени преступника.
Как сказал Эпиктет: «Как можно судить о поведении другого человека, если не знаешь его мотивов?» Может быть, водитель, остановивший вас на дороге, вез в больницу тяжелобольного ребенка. Даже если это не так, признание возможности того, что такое поведение имело причину, не имеющую к вам никакого отношения, облегчит ваш гнев. Сколько раз в жизни вы случайно делали что-то, что вам не нравилось в поведении другого человека? Признание права других на ошибку так же важно, как и признание права совершать ошибки самому.
Еще один способ справиться с гневом — меньше обращать внимание на мнение других людей.
Сегодня легко найти ненужную информацию. Если вы прочитаете каждый комментарий на странице или прислушаетесь к каждому мнению, возможно, вы найдете что-то, что вам не понравится. Если мы начнем обижаться на комментарии других людей, у нас может развиться обида на всю жизнь. Этот типично стоический подход применим ко многим сферам жизни. Если вы беспокоитесь о «Х», вы будете страдать всю свою жизнь, потому что возможности для «Х» безграничны.
Справиться с последствиями собственных импульсивных реакций гораздо сложнее, чем просто терпеть то, что нас злит. Зачастую гнев опаснее, чем его причина.
Это не значит, что вы должны игнорировать то, что вас злит. Если ваш сотрудник делает что-то не так, вы должны его исправить. Если это не сработает, вам придется его уволить. Но если вы разозлитесь, это только сильнее его разозлит и нарушит ваше спокойствие. Помните, действия других находятся вне нашего контроля.
Иногда действия других действительно направлены на то, чтобы причинить нам вред. Такая ситуация особенно способна спровоцировать гнев, но в этой ситуации важно сдерживать себя.
Гнев мало поможет в этой ситуации; он лишь мешает мыслить. Ваш гнев дает преимущество тем, кто хочет причинить вам вред, потому что вы позволяете им изменить свое мышление. Не позволяйте никому делать это. Если у них есть способность злить вас, они могут вас контролировать.
Если кто-то намеренно причиняет вам боль, подумайте, заслуживает ли этот человек ответа. Зачастую лучшим ответом является безразличие. Люди, которые пытаются привлечь внимание, нападая на других, часто не могут терпеть, когда их игнорируют. Помните, стоики считали плохое поведение крайне злом и не поддавались провокациям.
Адаптировано из книги «Триумф стоиков». Ментальная тренировка для преодоления жизненных трудностей, Маркос Васкес