На сеансе у психолога взрослый рано или поздно слышит от ребенка вопрос: «Какие сказки ты любил в детстве?» или «С каким сказочным персонажем вы себя ассоциируете?» Он вдруг смеется и радостно начинает рассказывать о «своих» сказках и персонажах, на которых он больше всего похож. Иногда, анализируя любимые истории уже во взрослом возрасте, мы вдруг понимаем, что вся наша взрослая жизнь разворачивается по сценам из этих детских сказок, а мы сами действуем по примеру одного из героев. Но история не заканчивается счастливым концом. Психолог Тата Мостицкая объясняет почему.
Contents
Сказки действительно так сильно влияют на нашу жизнь?
Карл Юнг также уделял большое внимание архетипам в жизни человека. Он определил их как образы, универсальные символы, которые повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, передаются из поколения в поколение и влияют на формирование личности.
В современной психологии концепцию роли сказочных образов разработала Кларисса П. Эстос в своей книге «Танцы с волками: женские архетипы в мифах и легендах». Книга стала бестселлером New York Times в 2014 году. Оказывается, для нас все так же увлекательно находить себя в сказочных образах но почему? Потому что из детских сказок мы узнаем, как устроен мир, какие правила в нем действуют, как действовать в определенных ситуациях и как преодолевать препятствия. Сказки также дают нам чувство защищенности: что бы ни случилось, в конце концов все будет хорошо, справедливость восторжествует, а добро победит зло.
Это помогает нам двигаться вперед во взрослом возрасте и формирует наше поведение: то, как мы помогаем другим, заводим друзей, строим отношения и защищаем себя.
Плюс ко всему, мы всегда отождествляем себя с одним из персонажей. Вы по-прежнему можете назвать свою любимую принцессу Диснея, которой вы хотели быть и за которую играли в детстве. Это сложная череда событий: девочке нравится мир, в котором живет принцесса, персонажи вокруг нее, приключения, через которые она проходит, и финал. Конечно, я счастлив.
Чтобы преодолеть все препятствия и получить желаемое, ребенок понимает: ему нужно быть похожим на принцессу и вести себя как она. Маленькие девочки носят платья, как у их любимых героинь, и хотят такую же прическу, в то время как мальчики хотят рыцарский меч или плащ супергероя. Дети также будут проводить много времени, перечитывая или пересматривая одну и ту же сказку. Такое отождествление себя с ролью помогает детям развивать сильную волю и не бояться трудностей.
Тогда в чем проблема?
Помимо положительных черт характера, наша психология впитывает и другие, менее полезные модели поведения, которые в реальной жизни мешают нам строить счастливую жизнь.
Самопожертвование Русалочки, смирение Золушки, доверие Белоснежки, ожидание крестной феи, которая может решить все ваши проблемы (даже если ее не приглашают), или мечта лично встретить своего принца, даже если вы крепко спите, — все это только помешает, а не поможет вам. Это лишь некоторые из многочисленных «сказочных» моделей поведения, которые взрослые девушки обсуждают в кабинете психолога.
И что же, тогда лучше ребенку вообще не читать сказок? Или читать какие-то особенные?
Не совсем. Не существует «особенных» сказок, которые учат только хорошему. Кроме того, невозможно предсказать, какая история «понравится» ребенку. Вопрос в следующем: как читать эти истории вместе с детьми? Задача родителя — «сопровождать» ребенка при чтении любой истории и помогать ему усвоить полезные уроки.
Золушка не должна была терпеть издевательства, русалочка не должна была меняться, чтобы угодить принцу, Белль не должна была жертвовать собой, а Белоснежка должна была рассказать отцу о своих проблемах. Крестная Фея не поможет вам, пока вы не попросите ее о помощи; и принц не сможет тебя найти, если ты заперт. Это важный момент в каждой сказке: любое развитие сюжета, будь то встреча с принцем или победа над злом, происходит в тот момент, когда героиня покидает родительский дом — отделяется от них и начинает взрослеть. Здесь скрыт важный урок для детей: по мере взросления и становления более зрелыми вы начнете самостоятельно строить свою жизнь и принимать собственные решения, а ваши родители будут рядом, если вам понадобится помощь. Я могу вам все об этом рассказать.
Обратите внимание, как по-разному ведут себя новые принцессы, такие как Анна и Эльза из «Холодного сердца», Мерида из «Храброй сердцем» или Моана: они не ждут, пока кто-то их спасет, а справляются с трудностями самостоятельно, но в то же время не занимают позицию «мне никто не нужен, я все могу сделать сама», а принимают помощь от других и показывают, что для счастливого конца не нужно меняться самому.